Звездный водоворот: Hubble сфотографировал галактику из созвездия Девы

Работающие с космическим телескопом Hubble исследователи, опубликовали новое изображение. На нем запечатлена галактика NGC 6951.

Звездный водоворот: Hubble сфотографировал галактику из созвездия ДевыГалактика NGC 6951. Источник: NASA’s Hubble Space Telescope, ESA, A. Filippenko (University of California — Berkeley), R. Foley (University of California — Santa Cruz), C. Kilpatrick (Northwestern University), and D. Sand (University of Arizona); Processing: Gladys Kober (NASA/Catholic University of America)

NGC 6951 расположена на расстоянии 78 млн световых лет от Земли по направлению к созвездию Цефея. Она представляет собой спиральную галактику с перемычкой. Фото Hubble демонстрирует ее выразительные спиральные рукава, заполненные множеством молодых звезд, через которые проходят темные пылевые полосы. Они закручиваются вокруг яркого ядра NGC 6951.

Галактика NGC 6951 интригует ученых историей своих звезд. Наивысшая скорость звездообразования в ней наблюдалась около 800 млн лет назад. Затем в течение 300 млн лет галактика была спокойна, прежде чем снова начала порождать новые светила. На снимке Hubble можно увидеть темно-красные области турбулентного газа, окружающие ярко-голубые звездные скопления. Средний возраст последних составляет около 200–300 млн лет, хотя в ней встречаются и более старые скоплений возрастом до миллиарда лет.

Астрономы часто относят NGC 6951 к сейфертовским галактикам, испускающим большое количество инфракрасного излучения. Эта активность вызвана расположенной в ее центре сверхмассивной черной дырой. Она окружена кольцом звезд, газа и пыли диаметром около 3 700 световых лет. Его возраст составляет от 1 до 1,5 млрд и в нем довольно активно рождаются звезды. Ученые полагают, что газ для их формирования поступает через перемычку, выступающую в роли своеобразного «топливопровода».  До 40% массы кольца приходится на относительно новые звезды, возраст которых не превышает 100 млн лет.

NGC 6951 также является домом для множества сверхновых. За последние четверть века в ней было зафиксировано до шести таких событий. Поэтому астрономы продолжают активно наблюдать за NGC 6951, чтобы лучше понять природу этих колоссальных взрывов.

Ранее мы рассказывали о том, как James Webb обнаружил признаки «юношеского максимализма» у молодых галактик.

По материалам https://science.nasa.gov