Подборка самых интересных космических новостей за неделю: James Webb заметил на Юпитере сильнейший реактивный поток, аппарат Juno рекордно близко пролетел возле его спутника Ио, а мы рассказываем, как воздушный старт изменит космическую отрасль.

«Природа никогда не обращается к разуму до тех пор, пока привычка и инстинкт не станут бесполезными. Нет разума там, где нет необходимости в переменах».

— Герберт Уэллс, «Машина времени»

Внутреннее ядро Земли оказалось мягче, чем считалось ранее

Внутреннее ядро Земли находится в центре внешнего. До сих пор считалось, что оно является твердой массой металла. Однако недавние эксперименты показали, что атомы в нем могут свободно перемещаться. Для этого исследователи воссоздали давление во внутреннем ядре в лаборатории и выяснили, как атомы железа ведут себя в этих условиях. Затем эти данные ввели в программу машинного обучения, чтобы смоделировать виртуальное ядро, которое назвали «суперъячейкой». Используя ее, ученые увидели, что на самом деле атомы железа могут двигаться даже в плотной кристаллической структуре. Более того, в ядре могут перемещаться достаточно большие группы атомов, но его структура при этом остается неизменной. Теперь исследователи смогут больше узнать о других свойствах внутреннего ядра в центре нашей планеты — например, о том, как оно создает ее магнитное поле.

Рекордное сближение: Juno осуществил пролет вулканического спутника Юпитера

15 октября аппарат Juno совершил рекордный пролет вулканического спутника Ио. Он прошел на расстоянии всего 11 700 км от его поверхности. Этот пролет стал самым близким визитом земного посланца к Ио с 2001 года, когда его навестил аппарат Galileo. Сделанные зондом Juno снимки демонстрируют, насколько сильно это небесное тело отличается от других спутников планет. На его поверхности практически нет ударных кратеров, при этом сама оно имеет уникальный окрас. Там можно найти оттенки белого, красного, черного, зеленого и желтого. Столь пестрая цветовая гамма, из-за которой спутник иногда сравнивают с пиццей, объясняется последствиями постоянных извержений. Выбросы вулканов покрыли поверхность Ио многочисленными соединениями серы и силикатами.

Непрекращающиеся извержения также объясняют, почему на Ио практически нет кратеров. Их следы быстро исчезают под слоем вулканических отложений. Вместо ударных формаций на поверхности спутника можно найти вязкие лавовые потоки, длина которых может измеряться сотнями километров, озера расплавленной серы, а также кальдеры глубиной в несколько километров.

Режиссер Crazy Frog создал захватывающий фильм о путешествии по Солнечной системе

Недавно в мире искусства появился новый герой — талантливый режиссер и видеограф. Эрик Вернквист, известный ранее как создатель культового мема Crazy Frog. Он резко изменил свой творческий курс и отдал предпочтение космическим темам. Один из его последних шедевров — короткометражный фильм One Revolution Per Minute, созданный и спродюсированный им — является ярким примером его нового направления.

Этот известный аниматор привлекает внимание своим творчеством, вдохновляющим на размышления над космическими пространствами и возможностями их изучения. Фильм рассказывает историю космической станции SSPO Esperanta, которая путешествует по разным уголкам нашей Солнечной системы. Она была спроектирована как нечто большее, чем просто станция. Автор описывает ее как отель или круизный лайнер для космоса. В разных частях фильма зрители могут заметить зеркальные стены и роскошные гостиные, воссозданные в невероятно впечатляющих деталях.

Индия готовится запустить космическую станцию и экспедицию на Луну

Индия планирует в ближайшие 15 лет развернуть пилотируемую космическую программу, которая сможет посоревноваться с американской и китайской. Об этом говорится в речи премьер-министра Нарендры Моди, которую он произнес 17 октября. Провозгласил он ее перед инженерами и учеными космического агентства страны. Встреча была посвящена испытанию космического корабля «Гаганьян», запланированному на ближайшую субботу. Это будет беспилотная миссия, предназначенная для того, чтобы убедиться в безопасности работы всех систем. Если она окажется удачной, уже в следующем году Индия отправит на орбиту сразу трех астронавтов.

Однако на этом космические планы страны не заканчиваются. Согласно заявлению Моди, уже в 2035 году на орбиту должна быть выведена пилотируемая станция «Бхаратия Антарикша Стейшн». А до 2040-го первый астронавт Индии должен попасть на Луну.

Мощнее земных ураганов: James Webb заметил на Юпитере реактивный поток

Главной целью новых исследований телескопа James Webb стал Юпитер — самая большая планета Солнечной системы. Ранее астрономы уже обращали внимание на него и систему его спутников, но JWST предоставил возможность взглянуть на газовый гигант по-новому. Благодаря инфракрасным детекторам космической обсерватории некоторые явления в юпитерианской атмосфере стали более яркими и четкими. Изображения, полученные с помощью этого телескопа, раскрыли перед нами ранее неизвестные детали.

Наиболее впечатляющим обнаруженным явлением стал реактивный поток над Юпитером. Он имеет длину более 4800 км и движется со скоростью 514 км/ч. Ранее ученые его не замечали, поэтому были крайне озадачены этим открытием. Они считают, что реактивный поток на газовом гиганте, который имеет скорость, превышающую скорость урагана 5-й категории на Земле, поможет раскрыть тайны турбулентной юпитерианской атмосферы. Чрезвычайно быстрая струя находится на высоте около 40 км над вершинами облаков планеты. Более низкие ветра имеют значительно меньшую скорость.

Фото недели: В кольце огня

Индия замахнулась на постройку космической станции, а режиссер Crazy Frog снял фильм о путешествии по Солнечной системе: дайджест новостейСерфер Итало Феррейра на фоне кольцеобразного солнечного затмения. Источник: Marcelo Maragni / Red Bull

Кольцеобразное солнечное затмение возникает тогда, когда Луна проходит вблизи апогея своей орбиты и ее угловой размер на земном небе становится меньше размера Солнца. Таким образом, она не в состоянии полностью закрыть солнечный диск. Поэтому вместо солнечной короны на небе можно наблюдать огненное кольцо. Оригинальный снимок этого явления сделал астрофотограф Марсело Мараньи.

Подготовка к съемке заняла несколько месяцев. Вначале фотографу нужно было найти в полосе кольцеобразной фазы точку с хорошим обзором. Такое место отыскалось в штате Риу-Гранди-ду-Норти на востоке Бразилии. Мараньи посетил более 20 вершин и гор в окрестностях местного пляжа, чтобы найти точку с нужным азимутом. Далее он сделал точный расчет времени, когда Солнце будет проходить через эту точку. В общей сложности у фотографа имелось пятисекундное окно, в течение которого он смог сделать нужный снимок.

Интересная цифра: 400 тысяч галактик

Индия замахнулась на постройку космической станции, а режиссер Crazy Frog снял фильм о путешествии по Солнечной системе: дайджест новостейГалактика NGC 520, образовавшаяся в результате слияния. Снимок из атласа SGA. Источник: CTIO/NOIRLab/DOE/NSF/AURA

Астрономы создали новый детальный цифрой атлас нашего космического окружения. Он содержит информацию о почти 400 тысячах ближайших к Млечному Пути крупных галактиках. Атлас был создан на базе трех исследований, выполненных в период с 2014 по 2017 год.  Они проводились в Межамериканской обсерватории Серро-Тололо и Национальной обсерватории Китт-Пик, а также в обсерватории Стюард Аризонского университета. В ходе этих исследований были получены изображения в оптическом и инфракрасном диапазонах, покрывающие площадь в 20 тысяч квадратных градусов — это эквивалентно почти половине неба.

Что почитать на выходных

Индия замахнулась на постройку космической станции, а режиссер Crazy Frog снял фильм о путешествии по Солнечной системе: дайджест новостейМногоцелевая авиакосмическая система МАКС. Источник: www.reddit.com

Воздушный старт — это перспективный способ запуска ракет с борта самолетов. Теоретически он должен значительно снизить стоимость пуска, сделать эту процедуру значительно более гибкой и быстрой. Но, как показывают десятилетия разработок в этой области, не все так просто. О том, как воздушный старт изменит космическую отрасль, рассказывает украинский писатель Радий Радутный.

В произведениях писателей-фантастов часто можно встретить разнообразные сценарии катастрофических событий, связанных с масштабными естественными процессами: землетрясениями, цунами, извержениями вулканов, наводнениями, падениями астероидов и т.д. Эти явления поражают воображение и вызывают ужас перед неукротимой силой природы. Однако мы не всегда задумываемся над тем, какие мощные процессы перманентно происходят глубоко в недрах Земли и как они влияют на нашу повседневную жизнь. Что случится, когда ядро нашей планеты остынет, объясняет наш автор — кандидат геологических наук Татьяна Кошлякова.

Читайте в предыдущем дайджесте: Хакатон NASA в Украине, дырявая российская «Наука» и «паук» на Марсе: дайджест новостей за неделю